На Главную Почитать Книги Орден Золотой Зари Тематические ссылки
"Современная психическая защита" "Тайное без вымыслов" "Эзотерическая философия любви и брака" "Мистическая Каббала" Другие работы Дион Форчун Дополнительные материалы

Краткий словарь эзотерических терминов

 

Теория эзотерической науки содержит в себе столь большое число весьма туманных по значению терминов, что тем, кто интересуется подобными вещами, полезно было бы более точно узнать, что мы подразумеваем, употребляя те или иные ключевые слова. Приведенные здесь определения находятся в полном соответствии с основополагающими принципами нашего учения, и их правильность теперь уже доказана практическим опытом. Из этого, впрочем, не следует, что эзотерические публикации в целом применяют данные термины именно в указанных нами значениях. Наоборот, одно и то же слово с различными оттенками значения можно иногда найти в одной и той же публикации. Это требует от серьезного читателя известной осторожности, дабы избежать неверного восприятия, если только сами авторы точно знали, какого именно восприятия хотели добиться.

Слова, о которых здесь идет речь, приводятся ниже, и в ряде случаев им сопутствует некоторая информация на данную тему.
 

 Anima и Animus
 Архангел Сандальфон
 Архетипы
 Архетипные формы и психология
 Астрология
 Разрозненные заметки по астрологии

 Афина Палдада
 Байрон
 Божественная Искра
 Высшие животные
 Гор
 Долготерпение
 Душа
 Души, привязанные к Земле
 Земля и Венера
 Исцеление и Четыре Стихии
 Коренные Расы
 Индивидуальность или Высшая Сущность
 Контакты между Высшей и Низшей Сущностью и Мученичество
 Контрасексуальный образ





 Логос
 Ману
 Мастера
 Низшая Сущность, Личность или  Проекция
 Пан как символ
 Пендрагон
 Расовые Ангелы
 Расовые Силы
 Расовые символы — Животное
 Рафаил и Михаил
 Сатурн и примечание о Животных
 Силы Земных Недр
 Символ Распятия (рассматриваемый с двух точек зрения)
 Смерть, Превращение, Инкарнация и т.д.
 Страж (или Сторож на Башне)
 Тень — Привратник
 Тщеславие
 Уриэль и Сандальфон
 Форма

Заметки о Граале и связанной с ним символике

Заметки о Безумии, Лемурианском Грехе и т.д.

Заметки о внутренних оболочках человека

 

Anima и Animusэти психологические термины хорошо определены в учебной литературе, к которой и следует обращаться за пояснениями. Подобная ссылка особенно нужна для психологических формулировок, многие из которых используются широко и неточно. Здесь же достаточно будет упомянуть о необходимости с огромным вниманием прочитать Юнга, поскольку не исключено, что он знал больше, чем пожелал сказать. Когда приближается момент интеграции с Высшей Сущностью, вполне возможно, что «anima» или «animus» могут уступать место идеальным фигурам того же пола, поскольку люди, наделенные особой чувствительностью, пребывая в высших эмоциональных состояниях, способны даже предчувствовать появление Личности и подобных ей фигур на гораздо более ранней стадии. К списку

 

Архетипы это изначальные схемы или модели Божественной Идеи. Подобные архетипные (или архетипические) схемы проявляются по-разному:

1. Через Божественных или Сверхчеловеческих Наставников тех или иных рас или народов, на чьих жизнях основаны драматизированные ритуалы и посвящения различных Таинств.

2. Через нечеловеческие формы, принадлежащие к доземным и дочеловеческим типам развития, такие как:

а. Знаки Зодиака (в их истинной, не антропоморфической форме)

б. Макрокосмические символы, связанные с микрокосмом и основанные на Изначальных Силах Вселенной, таких, как геометрические и фаллические символы, имеющие первостепенное значение. Они внедрились в человеческий разум и всплывают в символике сновидений, но сами они намного древнее человеческого разума. Традиционные наименования великих архетипных фигур — это нередко расовая память о Наставниках, и принадлежат они к различным фазам эволюции, пройденным их группами. Они зародились с неким призрачным учителем, который в древние времена возглавлял некую группу. Их не следует путать с архетипической силой того или иного Ману, который трудился над над коллективным главным «семейством» всей расы, лишь малой частицей которой была эта группа. К примеру. Рама был великим Главой Арийской расы, а Орфей, Озирис, Изида, Один, Мерлин и т.д. были Наставниками различных Арийских групп, и древнейшая память о них перешла в образы богов и героев этих групп. Ибо хотя некоторые из богов суть «природные силы», другие представляют собой память о доисторических учителях.

Архетипы (2)

Следует помнить, что Архетипы, обладая неким определенным аспектом силы, действуют по фазам. Так, три великих Аспекта Логоса (Любовь, Премудрость, Сила) действуют каждый в трех фазах. Например, Аспект Премудрости действует через Премудрость-Премудрость, Премудрость-Силу, Премудрость-Любовь.

В процессе развития Посвященного временами могут возникать отступления к такому типу проявления, который, казалось бы, давно оставлен позади. В действительности же в процессе инициационного развития прохождение каждого Пути повторяется на все более высоком уровне. Так и архетипная сила может снова вернуться к трудам минувших лет, но на более высоком уровне. Нижний виток новой спирали эволюции соответствует верхнему витку предыдущей спирали.

Архетипы (3)

Слияние с Космическим Архетипом — это чрезвычайно важный акт. Он означает, что духовная концепция, полученная от Разума Логоса, становится реальностью в сефире Малкут, поскольку проживается наяву. Эта концепция вначале дается человечеству в форме мифа, а миф может быть уподоблен сну Подсознания Логоса, который затем переводится в проекцию человеческого сознания. Работа над Архетипом помогает душе, группе или народу искупить грехи и ассимилировать свой же аспект, который прежде был ею либо отвергнут, либо спроецирован. Следовательно, существует множество Архетипов, одни из которых воздействуют преимущественно на личность, другие — на Индивидуальность, так же, как и вселенские Архетипы и Архетипы Логоса, которые, в свою очередь, приложимы к группам и целым народам. Все это является составной частью процесса интеграции. К списку

 

Архетипные формы и психология (также см. выше)

Для удобства пользования можно разделить Архетипные формы на 1 Макрокосмические Архетипы, как например, Боги, являющиеся по сути «персонализациями» великих макрокосмических сил, и 2 Микрокосмические Архетипы, с которыми имеет дело современная психология, и которые суть персонализации макрокосма в душе человека. Микрокосмические Архетипы — такие, как Отец, Мать, Маг, Мудрая Женщина и т.д. — символизируют звенья связи развивающейся души с теми или иными «силовыми линиями» в макрокосме, либо, иными словами, приводят человека к Богу или богам. (Именно так за Мастерами стоит Всевышняя Сила, которую можно назвать «Великим Жертвоприношением» и которая связана с Жертвоприношением Бога в Древе Жизни).

В дополнение к упомянутым здесь Архетипам существует и то, что можно бы назвать «дополнительными формами» различных аспектов Микрокосма, как, например. Ангел, Демон и т.д., а также повергающий в тревогу тип Магической Субстанции, одушевленный Стихийной Сущностью и по-разному именуемый то «Привратником», то «Злым Гением». Они могут представлять собою целые группы или семейства, но подробный разговор о них был бы слишком долог и труден для данного сочинения, и для них вполне применим психологический термин «Отступнический Аспект» или дух (psyche). К списку

 

Божественная Искра может быть представлена как «внешний» аспект Космического Атома, отмеченного Печатью Логоса. До достижения какой-либо высшей степени ее можно рассматривать как Космический Атом, то есть бессмертную частицу каждого из нас, уходящую корнями в Великое Непроявленное, природа которой сродни природе Логоса, но неизмеримо ниже по уровню развития и т.д. К списку

 

Душаодно из слов, наиболее часто употребляемых в несхожих меж собою значениях. Мы применяем его для обозначения внутренних аспектов Личности а также внешних аспектов Высшей Сущности. Собственно говоря, это единица эволюции до определенной точки (за пределами сефиры на древе жизни Каббалы). 

Ее личностные аспекты поглощаются (или должны поглощаться) Высшей Сущностью в момент смерти, и таким образом душа готовится к следующей инкарнации. (Здесь возможны гораздо более пространные пояснения). Ее можно рассматривать как оболочку развивающегося человека до точки Хаоса на Древе Жизни, и ее состояние в момент смерти или после нее значительно влияет на следующую Личность, спроецированную Высшей Сущностью. Неправильные действия и воззрения души в течение инкарнации и после смерти могут повлечь за собой некоторые «патологии» эзотерического характера, воздействующие на грядущие инкарнации. К списку

  

Коренные Расыэтот термин может использоваться для обозначения первичной Расы, от которой берут свое начало суб-Расы. Он нередко относится к семи великим ветвям Расы Атлантов, а эти расовые прототипы получили в дальнейшем развитие в мире после Великого потопа как основные расовые «семейства», известные экзотерической науке. Понятие «Коренная раса» может также относиться к четырем цветовым расам человечества а также к пяти стадиям человеческой эволюции на земном шаре — то есть к Гиперборейской, Лемурианской, Атлантической и т. д. Цветовые подразделения и стадии эволюции человечества также имели своих Ману, так как типов Ману существует великое множество. В Белую Расу входят не только наиболее развитые Арии, но также и Семиты, предназначением которых было внести новый Идеал в коллективный разум Белой Расы. Так Ману Мелхиседек подготовил путь для Иисуса Христа, и так идея Мессии укоренилась в семитской Традиции. (В основе всего этого лежит глубокая взаимосвязь со Святым Граалем) За кулисами тайной истории Израиля просматривается фигура Первоначального Жреца Атланто-Семитской Коренной Расы. И в силу некоторых ошибок, допущенных Атлантами, иудейская ветвь этой расы привнесла этот Прототип в Западный мир, сама, за исключением небольших групп, не будучи готовой им воспользоваться. Это и есть «Проклятие иудеев», истоки которого уходят в глубь веков задолго до Рождества Христова, хотя прими они на веру этот Прототип, многое в их истории можно было бы смягчить. Их теократия могла бы разрастись до Мирового Государства, однако они не пожелали разделить эту веру с другими народами.

Традиционно известны имена Ману некоторых Коренных Рас, и несколько этих имен перечислены ниже:

РАМА был Ману Арийской Расы.
МЕЛХИСЕДЕК, помимо тесной взаимосвязи с расой Атлантов, был Ману Халдейской и ранней Семитской Рас.
НАРАДА был Ману Первой Расы Атлантов.
АСУРАМАЙЯ был Ману ранней Лемурианской Расы, которая смешалась с ранними Атлантами, и в те изначальные времена «жил» в Атлантиде. Он был таким же «учителем звездной премудрости» для мира до Великого потопа, каким стал Мелхиседек для мира после потопа, и был также первым астрономом. В Атлантиде он трудился совместно и под началом Нарады. Евклид, этот Владыка одного из аспектов Премудрости в Западной Традиции (см. «Эзотерические Ордена»), был не только великим человеком-учителем. На Внутренних Планах существовал также иной его аспект, в котором проявлялся прямой «луч» от Асурамайи (нечто похожее, но меньшее по значению и происхождению, чем проявление Христа в Иисусе), а это нечто большее, чем «осенение». Впрочем, данный предмет слишком сложен для дальнейшего рассмотрения на этих страницах.

Семиты предназначались для роли «Жрецов Всевышнего», но лишь небольшая их часть и малой степени достигла этого в позднейшей эволюции. Арии же были Магами и Колонизаторами. К списку

 

Индивидуальность или Высшая Сущностьэто единица эволюции, состоящая из вещества трех высших Планов (в семиплановой системе), сконцентрированных вокруг Божественной Искры.Общество Тайного Света в настоящее время пользуется терминами соответственно: Эволюционная Личность и Инкарнационная Личность. К списку

 

Контрасексуальный образ.

Это хорошо известное психологическое явление. При условии его правильного понимания он может оказаться особым связующим звеном между Личностью и Высшей Сущностью, поскольку является ипостасью Ангела того из двух Столпов, который противоположен по физическому полу — то есть женского Ангела для Серебряного Столпа и мужского — для Черного Столпа (Эти Столпы соотносятся по значению со сложным иероглифом Древа Жизни и со Столпами как каббалистическим символом). К списку

 

Логос используется в значении Солнечного Логоса, Бога нашей Солнечной системы. Бог Космоса определяется нами как Первое Проявление. К списку

 

Мануэто прежде всего «этнологические» лидеры Великих Коренных Рас на Внутренних Планах. Они отображали в себе некую великую Идею или Принцип, лежащий в основе эзотерической миссии своей Коренной Расы. Существует довольно много типов Ману. Ману той или иной Расы является также прототипом Идеального Человека этой Расы, и в этом смысле слог «МАН» в ряде языков уходит корнями в глубокую древность и полон огромного значения. Ману относятся к Первым Трем Потокам миграции — Владык Огня, Формы и Разума — но не все эти Владыки относятся к числу Ману. Собственно говоря, Ману со своим множественным Эго относятся скорее к категории Архангелов. Таково максимально приближенное словесное описание этих великих Сущностей. Их «персонализованные» формы появлялись, впрочем, и в «человеческом обличье». К списку

 

Мастераэто существа, которые, достигнув совершенства в процессе человеческой эволюции, не «входят в состояние покоя», а служат проводниками человечества и выполняют некоторые иные задачи. Существуют различные типы и степени Мастеров. «Повелителями человечества» (см. «Космическую доктрину») они становятся, лишь выйдя за пределы всего, что имеет отношение к человеческой природе — как не утверждается положение ни одной ступени, пока не совершается восхождение на следующую.

Подобно тому, как в определенные периоды оценивается эзотерический труд и положение индивидуума в инкарнации, так же оценивается и труд Иерархии по отношению к Великому Целому. Следует четко уяснить, что Мастер — это тот, чья функция связана с Солнечной эволюцией Логоса. Мастеров следует принимать за то, чем они являются на самом деле, и так же понимать тип их функциональных полномочий. Чтобы в полном объеме действовать в Солнечной эволюции Логоса, должен совершиться немалый Космический рост, и полностью пройдены «Звездные посвящения» во всех степенях.

Мастера (2)

На Востоке — особенно в Индии — внешние условия и сама атмосфера гораздо легче поддаются манипулированию со стороны Внутренних Планов в целях Проявления. Подобные проявления относятся к эфирным либо иным тонким аспектам материи, и, будучи материальными по природе, могут быть названы «физическими», хотя в данном случае это слово имеет несколько иное значение, чем обычно.

Когда зарождалось Теософское Общество, потребовались предельно мощные проявления Адептов Внутренних Планов, чтобы запечатлеть это учение, но едва это было достигнуто, как в проявлениях подобной силы не стало более нужды.

Что до «инкарнаций» Адептов Внутренних Планов, то этот вопрос гораздо сложнее, чем это принято считать, и между отдельными степенями инкарнации существуют значительные степени различия. Подходящий ученик того или иного Мастера может использоваться этим Мастером при согласии и содействии Высшей Сущности этого ученика для определенного типа инкарнации, и результат будет мало отличаться от истинной инкарнации до тех пор, пока этого требуют задачи, поставленные Мастером.

Инкарнационная Сила, однако, будет пребывать в состоянии воплощения лишь временно и с большими промежутками, а проявляющаяся таким образом Личность не будет своей истинной Проекцией. Примером этого на самом высоком уровне может служить проявление в течение трех лет ипостаси Христа в Иисусе с целью свершения великой задачи, этого Великого Посвященного, который проявил Силу, направив своим Духом все жизни на Земле. К списку

 

Низшая Сущность, Личность или Проекцияэто единица эволюции, состоящая из вещества четырех низших Планов(в семиплановой системе). Основное содержание ее опыта поглощается после физической смерти Высшей Сущностью, но одно это не определяет следующую Проекцию, так как Высшая Сущность имеет свои фазы развития между инкарнациями, которые основаны главным образом на доинкарнационном (или инволюционном) опыте, а он также влияет на следующую Проекцию. К списку

 

Расовые Ангелыэто высшие существа в иерархии Архангелов или Ангелов, которым от начала мира предназначено быть хранителями определенных групп. Их можно определить как «персонализованные Принципы Архетипного Огня», которые трудились вначале вместе с Ману, а затем, с удалением последних, продолжали поддерживать контакт с миром уже как хранители этих источников и сил, окружающих их «земную сферу обитания» (или бытие в сефире Малкут). Именно о таком существе говорится в библейском изречении о «Князе Владык Персии», то есть о великом Расовом Ангеле минувшей эпохи.

Расовые Ангелы направляют расы на территории, где те могут осесть и пустить корни, и до тех пор, пока народ сохраняет в себе достаточную силу (во многих значениях этого слова) Ангел является, так сказать, его Высшей Сущностью. Когда же народ приходит в упадок до такой степени, что истинный контакт со своим Ангелом становится невозможным, тогда Ангел удаляется к нации, более способной выразить представляемый им духовный Принцип.

Такие Ангелы включают в свое «царство» малые племенные сущности иных наций, которые со временем глубоко интегрируются — либо путем завоевания, либо иным способом — с изначальной территорией расселения. Тема эта чрезвычайно сложна, но вполне заслуживает глубокого изучения. Завоевание в физической сфере далеко не всегда приводит к триумфу над нацией.

Расовые Ангелы (2)

Эти ангелы развиваются наподобие человеческих Высших Сущностей и должны переходить от одной стадии развития к другой, что в их случае означает работу над другой Расой. Как и у людей, главная сила Расовых Ангелов может выйти из истинного совмещения со своим источником, и тогда очень часто могущество Расовых Ангелов могут использовать силы зла, точно так же, как Личность, преисполненная зла, использует силу своей Высшей Сущности во вред другим.

Расовых Ангелов можно в определенной степени сравнить с Ангелами-Хранителями, которые тесно взаимосвязаны с каждым индивидуумом. Эти последние суть воплощения Воли Логоса, разделенной после совершения духовной дифференциации на сущности, привязанные к каждому человеческому существу. Расовые Ангелы — это сущности, заключающие в себе один из особых аспектов того Ману, который первым стал проводником главной ветви той или иной Расы. (Так, предводитель Ариев Рама оставил аспекты своей силы в различных арийских расах).

Расовые Ангелы — когда они правильно развиты — обретают свое место за Звездным Круглым Столом. Время от времени вводится какая-нибудь политическая мера, подтверждающая эту мысль. Снова и снова также обнаруживается, что это место обретается лишь по прошествии долгого времени — так и человек не сможет сесть за Круглый Стол, пока не станет сам себе королем.

Ангелы многочисленных отсталых рас не находятся на одном уровне с Ангелами относительно развитых народов. В расовых механизмах, которые обычно не слишком надежно скреплены коллективным разумом, всегда не хватает согласованности движений. В подобной ситуации сильная и коварная группировка может внедрить «ложного» Ангела, и этот «ложный» Ангел займет место истинного Расового Хранителя, который был не столь тесно связан с данной Группой.

Там, где несколько Рас сливаются в одну, в одной ауре присутствуют несколько Расовых Ангелов, и эту ауру можно рассматривать как одну огромную Сверхдушу. Таким способом многочисленные подгруппы семейства кошачьих сливаются в Сверхдушу ауры Прото-Льва, а Земля и нынешняя Луна суть части единой Сверхдуши, или ауры. К списку

 

Расовые символы — Животное

Расовая Душа «излучает» влияние, основанное на одном из аспектов своего характера, и это «влияние» может приобретать эфирную форму. Это и есть своего рода «тотем». По мере развития Расы он становится одним из ее особых символов. В этом смысле символ Британии — первоначально как кельтов, так и саксов — это Белая Лошадь. Лев как символ — не столь древнего происхождения и не столь важен по значению, придя из норманнской геральдики. Тогда как Белая Лошадь — это очень древний символ, а если рассматривать ее как развитие эогиппоса, то она восходит к самой Атлантиде. Для нее даже не предусмотрена никакая геральдическая поза, как, скажем, «вставшая на дыбы». К списку

 

Тень — Привратник

«Тень» в психологии Юнга не следует смешивать с «Привратником». Тень символизирует подсознательный материал нынешней инкарнации, всего лишь одной жизни, хотя, само собой, предыдущие жизни также оказывают на нее воздействие. «Встреча с Тенью» предполагает осознание реальности подсознательного разума и восприятие материала, часто несхожего с материалом сознательного разума. Следовательно, все это происходит на сравнительно ранней стадии интеграционного процесса — в Древе Жизни это соответствует 32-му Пути (Источнику) и сефире Иесод.

«Привратник», как это принято в нашей терминологии, символизирует все прошлое индивидуума, все, что минуло и сотворило его таким, как он есть. Стало быть, это совокупность всех «Теней».

«Встреча с Привратником» — это конфронтация со всем прошлым, которая требует полного принятия этого прошлого и всего того, что сделало индивидуума таким, каков он сейчас. Она происходит на поздней стадии интеграционного процесса и на Древе Жизни соответствует посвящению сефиры Хесед, которое совершается в Даат, где «Прошлое становится Настоящим».

Полное значение «Привратника» в психологических сочинениях раскрыто, по-видимому, с недостаточной ясностью. Следует отметить, что упоминаемая здесь интеграция является не малой интеграцией (так сказать) сефиры Тифарет, но гораздо более полной, которая, насколько нам известно, ни в одной публикации не нашла подробного освещения.

«Привратника» могут увидеть в своих видениях те, кто испытывает нечто подобное, и его не следует принимать за обычного ангела или элементаля. Это либо проявление совокупного долга в персонализованной форме, либо он может вырасти из осознания этого долга, причем формы будут различаться меж собою в зависимости от характера этого долга. Это «видение» или «осознание» должно состояться прежде, чем совершится по-настоящему глубокая интеграция и начнется дальнейший духовный прогресс.

Не исключено, что он поглотит не обновленную духовно сторону Личности (ее «отступнический» образ или аспект), и нечто близкое этому современному учению было описано египтянами в образе «Пожирателя Сердец». Как бы ужасна ни была встреча с Привратником, он всего лишь является «обратной» стороной Высшей Сущности («потенциальной» или «непоглощенной») и может иметь в своем облике нечто Божественное, ибо связан со страданиями Высшей Сущности, которая «становится греховной» во имя искупления грехов своих проекций — и эта мысль заслуживает глубоких размышлений.

Короче говоря. Привратник — это суммарный результат минувших жизней индивидуума, обратная сторона его собственного характера, вырастающая из него в, казалось бы, новую самостоятельную жизнь. К списку

 

Заметки о Граале и связанной с ним символике

Контакты и сила с Внутренних Планов принимаются на Физическом Плане либо через группу, либо через индивидуума, который передает группе свои собственные контакты, установленные от ее имени. Первый метод является основой Грааля Ветхого Завета, то есть Ковчега; второй — это основа Грааля Нового Завета, то есть Чаши или Кубка. Оба эти вместилища стали символами, как стали символами и иные формы подобных вместилищ — Блюдо, Потир, Камень. Прежде, чем стать символами, они были реальными фактами. Ковчег действительно был вместилищем субстанции Внутренних Планов, делавшей возможным прямой контакт между Богом и Группой.

В Атлантиде такой Кубок или Чаша была Лунной Чашей (старой Луны и древнейших стадий развития человечества), в которой хранилась субстанция, пребывающая в фактическом контакте с Всевышним. Эти «субстанции» и есть Таинства, и по существу являются версией того, что гораздо позднее стало известно под названием «Реальное Присутствие», а из памяти о них выросли священные обряды различных верований.

Нахождение Чаши, отнятой у человека за его грехи, лежит в основе легенды о Граале, в которой тем или иным людям являлась Чаша реального контакта с Сокровенным, а не Чаша как символ такого контакта.

Возможности медитации на эту тему бесконечны, но даже из сказанного можно составить о ней довольно целостное представление. Мы думаем о том, как Мелхиседек вернул священный символ Аврааму; о том, что обиталище его находилось на Венере-Люцифере, и о существовании древнего предания о том, что Грааль был вырезан из цельного изумруда, выпавшего из короны Люцифера.

Однако Кубок был и средством общения древних Атлантов с Богом, хранящимся в «Лунной Чаше» — в нем не было никакого «вина» в буквальном смысле слова. Господь Иисус Христос («верховный жрец ордена Мелхиседека») ввел ее в действие заново (как на своих уровнях сделали Орфей, Митра и т.д.). За всем этим стоит тайная история Израиля, за кулисами которой просматривается Архетипический Жрец Семито-Атлантической Коренной Расы. К списку

 

Разрозненные заметки по астрологии

1. Зодиак находится под воздействием (12) Космических Лучей, а истинное зодиакальное влияние на человека восходит не к моменту рождения его нынешней инкарнации, а к Космическим «сочетаниям» на тот момент, когда особой зодиакальной силой запечатлевается снизошедшая с Планов Божественная Искра (см. «Космическую Доктрину»). Эта сила, будучи правильно идентифицированной, явственно обнаруживается в астрологических позициях каждой инкарнации. Можно также вывести из воздействующих на Дух индивидуальных влияний расчет, в какой-то степени подобный расчету прецессии равноденствий, если речь идет о Солнце.

Эта тема достаточно трудна и требует специальных глубоких познаний. Каждая Божественная Искра пребывает соответственно под воздействием одного из двенадцати «Понятий Истины», лежащих в основе двенадцати Великих Лучей. Это и есть реальная фундаментальная астрология, охватывающая всю эволюцию. Воздействие Малого Зодиака в течение одной инкарнации весьма заурядно по сравнению с вышесказанным, хотя должное понимание этого влияния также весьма полезно.

2. Зодиакэто не столько воображаемый круг, сколько «зоны» или «лучи» влияния, касающиеся Земли в разные времена года. Лучше всего рассматривать его по группам из четырех созвездий. Три типа силы — Кардинальная, Неизменная, Переменчивая — соотносятся с тремя Лучами Жизни. Три эти группировки сбалансированы Тремя Лучами Разрушения. Каждый Зодиакальный Тип совмещается с одним из этих Лучей Жизни. Лучи Жизни и приравненные к ним знаки Зодиака изменяются с каждой эволюцией: четыре Священных животных нынешней эволюции не считались таковыми до нее — несмотря на распространяемое ими влияние. В следующей эволюции «священными» станут четыре иных «Переменчивых Знака». Знаки Зодиака — это мистическая основа Космоса.

3. Прохождение Солнца по кругу Зодиака напоминает «собирание разбросанных частей тела Озириса», иными словами, созидание единой Индивидуальности из опыта, приобретенного в течение различных инкарнаций. В какой-то мере они могут рассматриваться как различные «типы эволюции» на Пути развития. Рыцари короля Артура, Двенадцать Апостолов и иные аналогичные группы, а в некоторых случаях даже исторические факты могут считаться аллегорическими фигурами на этом пути.

Если мы будем рассматривать силу Солнца в гороскопе как имеющую четыре аспекта — горизонт, зенит, закат и надир, а также как действующую не только через собственно знак Солнца в асценденте, но также через любой знак планеты, находящийся в точке пересечения соответственно Десятого, Седьмого и Четвертого Домов, то мы обнаружим, что это находит свое отражение в гороскопе посвященного в четырех великих египетских аспектах — Ра, Озирисе, Туме и Хепра. Само Солнце является отражением Сириуса; Венера в конечном счете переходит в Сотис (Сириус), то есть дом Изиды.

4. В Космических сферах уже начинаются эволюционные перемены. К концу Эволюции (занимающему огромный промежуток времени) начинает изменяться сама форма — как уже происходило в конце эпохи Атлантов. В этот период Великие Космические Сущности приходят на смену тем, кто правил миром до них, и начинают изменяться «внешние» условия жизни человека на земле, главным образом в силу начинающих действовать «лучей» или «влияний», исходящих от весьма удаленных звездных сил. К списку

 

Контакты между Высшей и Низшей Сущностью и Мученичество

Высшая Сущность контактирует с Низшей многими различными способами. Поначалу такие контакты редки, и для единожды рожденного могут случаться всего лишь один или два раза за всю жизнь, проявляясь как интуитивное осознание в канун какого-нибудь важного события.

Мученик всегда является Посвященным в той или иной степени, даже не имея какой-либо эзотерической подготовки или опыта: такому типу человека может быть ниспослано Высшей Сущностью некое чрезвычайно глубокое убеждение, которое непременно должно быть реализовано Низшей Сущностью, несмотря на связанные с этим возможные страдания и смерть.

Разумеется, Высшую Сущность ни в коей мере не интересуют представления Низшей Сущности о правах, религии или политике, ее занимает лишь разрешение некоей кармической проблемы, которое может быть достигнуто лишь через смерть Низшей Сущности либо через какой-либо иной мотив, вытекающий из Космического Закона, совершенно неведомого Низшей Сущности и скрытого за какой-либо доктриной или понятием. Мученик может припечатать своей кровью дело, о котором сам в своей Низшей Сущности даже не подозревает. К списку

 

Символ Распятия (рассматриваемый с двух точек зрения)

1. Наиболее значительным является символ Мировой Души и ее Распятия. Наш Господь своей смертью «конкретизировал» или «придал земное выражение» этому символу. Мировая же Душа распята на Кресте Стихий, кресте, который непрерывно расширяет свои перекладины путем эволюционного развития, а в материальной сфере — путем научных исследований.

Стихийный Крест должен дойти до крайних пределов расширения в нынешнем мире, и в то же время каждая его перекладина должна быть точно сбалансирована с остальными. Макрокосмические Мать Всех Печалей и Великий Учитель по обе стороны Мировой Души, распятой на Кресте Стихий довершают этот великий символ. Микрокосмически они представлены образами Богоматери и св. Иоанна по обе стороны Креста на Голгофе. Так «темный аспект» Винах (Ама) представляет собой стоящую фигуру («белый аспект») Айма — это сидящая фигура).

Гимн Stabat Mater Dolorosa преисполнен в данном случае огромного значения, поскольку по форме и силе представляет собой ритуал Винах, вплоть до его тройственной рифмованной структуры.

Скорбь в макрокосме предполагает осознание Великого Закона, тогда как в микрокосме она предполагает не осознание. Однако чем сильнее способность испытывать скорбь, тем более глубокое в конечном счете достигается осознание.

2. Вселенная — это мыслеформа Логоса, и ее развитие совершается, так сказать, из сновидения Бога. Так же, как и сны человеческие, Сон Всевышнего «истолковывается» с помощью условных знаков, аналогичных тому, что люди именуют символами. Система условных знаков этого мира лучше всего отражена в форме Креста.

Логос осознает свое творение в суммарной форме, которая постепенно раскрывает свое значение: подобные Образы можно назвать «Архе-Архетипами». При этом не имеет значения, какое имя дано тому или иному Мировому Символу. Он может быть назван «Духом, распятым на Материи» либо «Человеком на Кресте Стихий» и совмещен с историческим событием, имевшим место вблизи Иерусалима около 2000 лет назад.

Такой символ неизменно будет эзотерически связан с каждым, кто чего-то достигает в этой Эволюции. Достижение вначале совершается через Искупителя, который привносит этот Образ в сефиру Малкут; а в конце оно совершается индивидуумом в индивидуальном смысле. По обе стороны Мировой Души стоят фигуры: одна — это Богоматерь, рождающая детей в скорби к их дальнейшему рождению и возрождению; другая — это Разум Мировой Души, который оберегает ее, придает ей мужества, оказывает помощь и является символом Проводников и Мастеров.

Христианская история избрала Пресвятую Деву и св. Иоанна символами всеобъемлющего космического знака, существовавшего еще до начала Времени. Однако, совмещаясь с этим знаком во Времени, они сами становятся «символами символа».

Пришествие Космического Христа в Век Водолея и возвращение спасенных «Мерлина», «Артура» и иных персонажей Артуровского цикла в Расовые сферы относятся к тому времени, когда сам человек примет на себя остатки своей кармы, не принятые последним Великим Искупителем.

Эта индивидуальная карма — и да будет всякому ясно, что это лишь наименьшая частица кармы — должна быть полностью осознана с тем, чтобы полностью нейтрализоваться. Господь наш взял на себя то, что можно назвать «массовым дисбалансом» всей Эволюции, и те аспекты индивидуальной греховности, которые тормозили весь Механизм Вселенной.

Таким образом бремя миллиона лет прегрешений было возложено на Божественного Козла Отпущения, который, как нам известно, нейтрализовал их за весьма короткое время. Это свершение показывает огромное значение осознания в сравнении с относительно невысокой ценностью самого времени. Жизненно важно уяснить себе, что ОСОЗНАНИЕ существует, и что оно мало связано с временным отсчетом в физической сфере.

Истинное осознание, будучи в мириады раз интенсивнее, предполагает определенную меру конкретной нейтрализации кармы и раздирания Завесы между человеком и его Космическим началом. Эта Завеса возникла в Лемурианскую эпоху вследствие Лемурианского Греха.

До этого Греха и разделения полов человеческое существо состояло из одной Высшей Сущности, находящейся в прямом контакте с Божественной Искрой. Личности, какой мы ее ныне знаем, не существовало. Первые «проекции» Высшей Сущности, как мы их теперь понимаем, развивались вокруг «Эго», созданного в результате воздействия Лемурианской Тени. К списку

 

Заметки о Безумии, Лемурианском Грехе и т. д.

Отношение к безумию в Век Водолея значительно отличается от эпохи Рыб, когда ему неизменно сопутствовал великий стыд и смятение. Иметь кого-нибудь из родственников в доме для умалишенных считалось тогда чем-то ужасным, однако в Век Водолея гораздо большее число людей будет открыто лечиться в психиатрических лечебницах, причем многие станут обращаться туда по собственной воле.

Лечение в Век Водолея будет больше направлено на психологические конфликты и осложнения, чем на физический недуг. Это связано с началом окончательного размывания разделенности «Эго» и с правильным пониманием Кольца-Хаоса. Безумие предполагает отказ воспринять реальность Кольца-Хаоса как опорного подшипника Вселенной, и отрицание необходимости принять Перемены и стремиться к ним.

Это очень суровое испытание сил Святой Третьей Сефиры (Винах), ибо силы Темной Матери (Ама) и Кольца-Хаоса суть едины. Растворение «Эго» — это Третье Рождение, которое включает в себя эзотерический, осознанный и полностью контролируемый «выход из собственного разума» в Космическое Целое.

Всякий отказ принять растворение «Эго» повлечет за собой психическое расстройство, поскольку на этой стадии, если «Эго» не подчиняется Закону эволюции, оно может сделаться настолько раздутым, что невольно вырвется из своих пределов и из-под контроля сознания. Можно сказать, что различие между безумием и Третьим Рождением заключается в том, что при безумии «Эго» вырывается за свои пределы непроизвольно, а при Третьем Рождении «Эго» целенаправленно и осознанно растворяется — это и есть осознанное «раздирание Завесы», и адепт приступает к своим трудам уже как развитая составная частица Великого Целого, «индивидуальная», но не «обособленная».

«Лемурианская Тень» была в основе своей «Грехом Разделения». Вначале предполагалось, что эволюция будет проходить посредством дифференциации, как результат эпигенетических факторов в Атомах (пользуясь терминологией «Космической Доктрины»), но следствием Лемурианского Греха стало отделение Высшей Сущности от низших оболочек и физической формы, одним из многих дурных последствий которого стала утрата памяти о высших состояниях сознания.

Божественная Искра (или Сознание Логоса) не смогла этого предотвратить, как не может она и в своей собственной сфере обеспечить формирующий аспект, необходимый для проявления. Следовательно, проявление на Физическом Плане развивало «Эго»-сознание — сознание обособленного существа. Если бы вместо «разделения» проходила «дифференциация», то возникшее в результате сознание было бы сознанием «индивидуализации».

Многое при этом зависит от понимания и осознания различия между тем, что было бы «сознанием индивидуализации», и тем, что является «эго-сознанием» или «сознанием разделения». Человек в конечном счете должен достигнуть «сознания индивидуализации», в котором будут гармонично взаимодействовать Божественная Искра, Высшая Сущность и Низшая Сущность, а сознание тела Малкут будет считаться тем, чем оно является в действительности, то есть клеточкой тела «Матери Земли».

Основная проблема человеческой эволюции в результате «Грехопадения» — это конфликт в индивидууме между Стихийным и Духовным аспектами Единой Жизни. В своих наиболее суровых формах этот конфликт ведет к своего рода шизофрении, при которой стихийная жизнь личности становится формой существования, совершенно отдельной от жизни духовной.

Примечание. Эта тема весьма глубока и трудна. Используемый язык и излагаемые идеи являются, так сказать, «приблизительными». Иными словами они предназначены для того, чтобы скорее подвести к общему пониманию данного предмета, чем дать четкие и однозначные определения. Эти замечания относятся также и к символу Распятия. Вообще говоря, такие учения Традиции даются с тем, чтобы помочь разуму прийти к собственным выводам и собственным осознанием. К списку

 

Пан как символ

«Великий Бог Пан» в оконечном его понимании — это сефира Хокма в Системе Солнца-Логоса. Он является символом, который соотносится с символом «Змеи, кусающей себя за хвост». В Великом Боге Пане заключено понимание как начала, так и конца сексуальной силы. Он символизирует «пробуждение Кундалини» а также ее силу, используемую в интересах высшей магии премудрости. И все же всякая фигура, символизирующая соединение начала и конца, — это всего лишь символ, и в конечном счете должна уступить место Реальности. А Реальность Великого Бога Пана не может быть ничем иным, как частицей Солнечного Логоса.

Утверждение о том, что «все боги суть один бог, а все богини суть одна богиня, и существует лишь один Инициатор», требует постоянной разработки. Понятие «единого Инициатора» — это возрастающее осознание как результат возрастающей интеграции Высшей Сущности с Личностью, которое ведет к «Пустой Комнате» в Даат. Таким образом, в различных степенях и на различных уровнях все боги и богини представляют собой аспекты Единого Бога, чья сущность одновременно и «мужская», и «женская». К списку

 

Байрон

Нечеловеческие силы временами нависают тенью над людьми и приносят с собою влияния иных Расовых Групп, чем те, к которым эти люди принадлежат. Различные Расовые Группы различаются по степени оказываемого влияния, а отсюда и различные типы Элементалей, «видимые» в различных странах.

Байрон является ярким примером человека, находящегося под влиянием Сил более чем одной Расовой Группы. Вдобавок над его Высшей Сущностью нависала тенью демоническая форма его «даймона», и этот даймон не имел в данной инкарнации иной возможности проявления, кроме как посредством интеллекта. Революционные силы, действовавшие во времена Байрона, смогли в какой-то степени использовать этот динамический даймон, но большая его часть не нашла своего выражения.

Отсюда и возникает ощущение чего-то, постоянно «рвущего себя на части», и отчаянной необходимости успеть совершить все, что только можно, поскольку времени остается в обрез. (Поэт умер в возрасте 36 лет). К списку

 

Форма

(В сефирах Бинах и Йесод). Бинах символизируетет понятие, стоящее за Формой, а ее Архангел символизирует стоящий за Формой Разум, то есть « бесформенный созидатель Формы», вершащий свои труды как за Темным, так и за Светлым Аспектами. Йесод символизирует эфирную ячейку Формы. К списку

 

Исцеление и Четыре Стихии

Век Водолея особое внимание уделяет «исцелению Воздухом» через использование возможностей человеческого разума и определенных Сил Воздуха — отсюда и ссылки Штайнера на лечебную ценность омелы, всегда считавшейся символом Воздуха. В этом веке в дополнение к особому аспекту Воздуха должна быть восстановлена значимость целительных возможностей всех Четырех Стихий, и будет осознана лечебная сила каждой из них. В каждой Стихии присутствуют как вредоносные, так и целительные Силы.

Великие лекари прошлых Веков действовали главным образом через тот или иной «луч» Солнца и на различных уровнях этого луча. Господь наш также воспользовался этим солнечным лучом, ниспослав его через себя на людей. Иные солнечные целители пользовались другим уровнем этого луча и приводили его в контакт с Высшей Сущностью пациента, где он подступал к его Личности. Но, разумеется» они не могли контактировать с ним с такой же могучей силой, какую применил Господь. К списку

 

Страж (или Сторож на Башне) — это архетипная фигура, используемая иногда Внутренними Планами для того, чтобы помочь душе осознать свое истинное предназначение. Он символизирует вечную неразрушимую частицу каждого из нас — связующее звено между Высшей Сущностью и Божественной Искрой. Он признает одну лишь Реальность, и следовательно, его действия направлены на разрушение всего, что препятствует осознанию предназначения души.

Преходящая частица каждого из нас в конечном счете подвергается разрушению, поскольку она не признается Стражем. Он является фигурой Вечности, недвижной, неизменной, принадлежащей к Прошлому, Настоящему и Будущему, и творит из них единое целое. Он — это фигура Даат, взаимосвязанная с Абстрактным Разумом и Каузальными Сферами. К списку

 

Гор

Иногда его называют Владыкой Века Водолея. Это крылатое совершенное существо, в котором соединены его отец Озирис и мать Изида. На заре времен Изида и Озирис были единым существом, и лишь впоследствии разделились надвое. Сын символизирует их обоих на новом витке — снова воссоединенных в единое целое. Итак, Изида и Озирис символизируют самый ранний и добрый период Лемурианского Века, а Гор символизирует законченную версию Водолея того же Века, возведенную на духовный уровень — отсюда и его крылья. К списку

 

Души, привязанные к Земле

В широком смысле Привязанные к земле души могут быть разделены на два типа:

1. Тип души, которая в силу кармических предпосылок сохраняет крепкую связь с земными условиями.

В фазе, которая следует за физической смертью, такой тип легко может быть возвращен назад, так как «земные» вибрации оказываются сильнее духовного тела души, до тех пор, пока не пройдет некоторое время, в течение которого духовное тело не укрепится для деятельности в высших и более тонких сферах. В этом одна из причин того, что «ангелы» присутствуют при смерти человека — они оберегают его во время фазы приспособления к новым условиям, их вибрации помогают ему переселиться в «новое обиталище».

Если же душа возвращается назад, то это обычно вызвано слабостью этической природы, либо мощным притяжением земных сил, вследствие особых эволюционных кармических факторов, в которые она вовлечена — часто во взаимной связи с теми, кто все еще остается в физической сфере. Таким душам во Внутренних Сферах часто помогают более развитые человеческие сущности и ангелы.

2. Сильный тип души, который для собственного удобства желает оставаться как можно ближе к земным условиям, отказываясь пройти через субъективный опыт, который сформирует и укрепит духовное тело.

Этот тип души осознает, что без «тела» силы начнут распадаться, разрушаться, и все это будет означать разрушение для его образа жизни. И потому он вступает в тяжкую борьбу, вызывая к жизни то, что известно под именем призраков, и ради того, чтобы сохранить себя, может воспользоваться вселением в тела животных и иных созданий, имеющих более низкий уровень развития.

Адепты обязаны уметь справляться с такими случаями, ибо здесь замешана человеческая «воля». Если же случай оказывается настолько тяжким, что «воля» должна быть сломлена, то результатом этого будет разложение человеческой души. Адепты же трудятся над тем, что изменять эту «волю», насколько это возможно.

Неприятные, пугающие и временами опасные симптомы одержимости вызваны тем фактом, что в силу своей высокой степени развития это отверженное человеческое существо может в течение некоторого времени — пока высшие космические силы не воздвигнут защитную стену, чтобы не допустить этого — манипулировать и управлять вибрациями «Земли» или какого-либо низшего существа.

Работая в подобных условиях. Адепт Внутренних Сфер оказывается в заранее невыгодном положении, так как сам не имеет физической формы, с которой либо посредством которой может вести работу. А дело в том, что высшие силы, применяемые для воздвижения защитной стены, которая надежно оградила бы душу от земных контактов, должны быть «заземлены» посредством физической формы. В противном случае стена, как бы крепка она ни была, не будет иметь мощного фундамента, и привязанная к земле душа, обладая огромной силой, разрушит ее.

Одержимость подпитывается еще и страхом. По этой причине Адептам для такой работы требуется сильный Адепт на Физическом Плане, обладающий способностью к сочувственному пониманию. Во Внутренних Планах Адепты имеют дело с Космическими силами и Индивидуальностью человека; здесь же требуется содействие Адепта с Физического Плана для работы на низших уровнях Земных сил и с Личностью того или иного человека. Будучи правильно понятой, эта работа оказывает возрождающее воздействие на всех, кто как-то к ней причастен. К списку

 

Земля и Венера

На очень ранней фазе Земля была «воплощена» на Плане Венеры. Следовательно, между Землей и Венерой существует некая связь.

Сефира Нетцах имеет своими символами Розу и Лампу — эти два великих символа Розенкрейцеров, и имеет также пояс, или зону. В Нетцах заложено гораздо большее значение, чем одного лишь Плана «нежных чувств». Здесь находятся три символа, используемые Розенкрейцерами, и здесь же находится сфера, из которой великий Ману принес три дара человеку.

Зона пояса содержит в себе тайное значение связи Земли с Венерой (Легенда о поясе Иштар — последнем достоянии, которое богиню призывали уступить Подземному миру во время поисков Таммуза — по-видимому, имела глубокий духовный смысл).

В течение своей Венерианской фазы Земля контактировала с глубоким духовным осознанием, а в ее нынешней фазе духовное учение передалось от Венеры на Землю через Ману Мелхиседека. Между тремя символами Нетцах в Мистической Каббале и упомянутыми выше тремя дарами Ману существует скрытое соответствие значений, хотя по форме они не схожи меж собой.

Так, например. Лампа ассоциируется с Асбестом, ибо только когда человек проходит через духовный Огонь и Воду, ему дозволяется взять в руки Лампу. Это и есть сфера, заключающая в себе Лампу, которая хранит и являет миру Огонь. Огонь исторгается из Хокмы и раздувается Гебурой, но являет его Земле Нетцах. Нетцах в одной из традиций является источником происхождения Грааля — изумруда, выпавшего из короны Люцифера, когда тот пришел на Землю. К списку

 

Астрология

1. Говорят, что первый поток формирующих сил направился к Земле из ока созвездия Тельца, каковым считается Альдебаран.

2. В раннюю Лемурианскую эпоху некоторые Адепты прибыли на Землю с планеты Юпитер, где хранится некий «тайный план», связанный с Землей. К списку

  

Расовые Силы

В нынешнем Веке все Расовые Силы претерпевают изменения; даже Расовые ангелы испытывают воздействие из более отдаленных сфер со стороны иных Космических Сущностей.

Когда человек получает новое земное воплощение, Раса, в которую он направляется, ни в коей мере не бывает делом случая, так как необходимое ему разнообразие уроков и отработка различных деталей кармы не всегда могут быть найдены в рамках той Расы, к которой существует естественное тяготение, основанное на минувших жизнях. В этом факте мы можем найти объяснение сущности «предателя» либо «агрессивного пацифиста» и иных подобных фигур, которые, возможно, были некогда связаны с Расой, бывшей в те времена на подъеме, но теперь уже отошедшей на задний план.

Человек неразвитый нередко в какой-то степени подвержен колебаниям под влиянием своего бывшего Расового Ангела. Более развитый человек видит свой долг прежде всего в служении нынешнему Расовому Ангелу, а его прежняя жизнь может позволить ему с особой сноровкой сражаться с «врагом» во время войны.

В наше время Расы в гораздо меньшей степени идентифицируются по кровному признаку. Определение скорее осуществляется по языковой принадлежности, поскольку кровь различных рас смешивается все сильнее. Влияние территории, на которой изначально обосновалась та или иная Раса, однако, сохраняется в качестве подсознательного элемента, иными словами люди, говорящие на одном языке, подпадают под влияние сил той земли, в которой сформировался и созрел этот язык.

Кровные узы символизирует стихия Огня, к которой, по сути, принадлежат и Расовые Ангелы. Языковые узы символизирует Стихия Воздуха. Изучение оккультизма речи позволяет узнать об этом очень многое. С течением времени мы будем стремиться к возвращению к единой Коренной Расе, а Европа уже сейчас стремится к этому (включая Британию).

Русская Раса тяготеет к Востоку и к тому, чтобы воссоединиться с Монгольскими силами через Сибирь. За этими Монгольскими силами стоят отдаленные силы добра, которые очень медленно и постепенно трудятся над Россией из Тибета.

Символической формулой Расы и Языка является Вавилонская башня. Эта Башня была воздвигнута не ко времени и потому гибель ее была неизбежна. Ее следовало бы воздвигнуть теперь, ибо ныне мы вполне оправданно стремимся «достать до небес» и иметь «единый язык». К списку

 

Тщеславие

Помимо его наиболее легко узнаваемых проявлений, тщеславие может быть результатом определенной формы ненависти и отвращения к Личности, питаемого «обратным» аспектом Высшей Сущности. В этом случае Личность прежних времен, возможно, оказалась бы отторгнутой этим обратным аспектом, и ей было бы отказано в орудии, предназначенном для инкарнации, либо опыт ее отвергнут.

Определенная форма ненависти может постоянно направляться тем, что кажется внутренними уровнями Личности, против самой Личности, приводя к замедленной и изощренной форме самоубийства. Лесть или даже утешения, предлагаемые другими людьми, неприемлемы для этого типа тщеславия, которое в состоянии разглядеть лишь свое собственное искаженное отражение. И так искаженные впечатления о ложном образе либо аспекте смещают все, что касается данной Сущности. Самовлюбленность и самоненависть суть две стороны одной медали. К списку

 

Уриэль и Сандальфон

Уриэль является Правителем Стихии Земли, а Сандальфон — Сферы Земли (Малкут), и между ними существует тесная взаимосвязь, поскольку каждый правит наиболее плотными аспектами силы.

Сандальфон правит структурой жизненных форм в пределах нашей планеты, и таким образом правит эволюцией сознания и формы на Земле, и следовательно, является Правителем «Душ Огня», как символически именуется сознание атомов.

Уриэль правит фундаментальными силами самой Земли, в особенности сейсмическими силами, и был связан с нашей планетой задолго до того, как на ней поселился человек. Он руководил эволюцией Земли, когда еще не затвердела ее форма, когда она проходила через огненные и водные стадии развития. Считается, что именно он предсказал катаклизмы Атлантиды и был учителем Еноха. Уриэль вызвал великий потоп, или, по крайней мере, навел его на Землю по воле высших Сил. Через его посредство Огню, Воде и Воздуху эзотерически «дозволено» воздействовать на Землю. Некогда Уриэль был Правителем Старой Луны, а потому некоторая часть его власти распространяется и на Недра Земли. К списку

 

Силы Земных Недр связаны со Старой Луной (предшественницей нынешней), с доатлантическими временами, когда человеческому сознанию был в какой-то мере присущ характер Ацилут сефиры Иесод. Недра Земли связаны с определенным типом физического целительства, поскольку заключают в себе первое проявление Четырех Стихий и первичные компоненты человеческого тела. К списку

 

Рафаил и Михаилкаждый из них время от времени приписывается Солнцу. Рафаил представляет фундаментальные силы Солнца, поскольку «стоит внутри Солнца». Михаил же представляет солнечные силы в аспекте силы духовной. Так, он управляет одним из аспектов этой силы, стоящим за «Солнечным Героем» — богом ли, полубогом или человеком — и, символизируя Небесный Огонь, стоит на страже подступов к сознанию против Адского Огня. Он правит святыми Бени Элохим. «Несвятая» же часть этих Бени Элохим еще в Атлантиде содействовала черной магии. К списку

 

Долготерпение

Эзотерическое понятие Долготерпения как добродетели ни в коем случае не является формой «рабского менталитета». Это сила скал, которые просто не могут быть сдвинуты с места, и полное осознание этой силы. К списку

 

Сатурн и примечание о Животных

«Сатурнианская эволюция» человечества была Золотым веком, ибо Сатурн был первым «солнцем» человечества — не Солнцем-позади-солнца, а просто первым Солнцем. Впоследствии у этой планеты была отнята материя и использована на других планетах, а Сатурн стал «планетой Смерти и Сжатия». (Высшие витки Темной Матери имеют дело с разрушением и созиданием из обломков вселенных, то есть с Хаосом).

Это был Земной рай или Золотой век, и его символика представляет собой немалый интерес. Сатурн в древнейшие времена был связан как с солнечным, так и с лунным развитием. Его магическим металлом является свинец; преобразование этого низкого металла в золото относится к числу общеизвестных символических алхимических операций. Глубина этой символики кроется в том, что свинец должен быть преобразован обратно в золото.

В «Космической Доктрине» есть упоминание о звезде Альфа Центавра, а звезда Гамма этого же созвездия была первой, с которой установил связь Разум Логоса в процессе размышлений над началами человеческой эволюции в форме. К списку

 

Высшие животныеэто получившие развитие результаты «экспериментов» Логоса, которые могли бы стать людьми, не окажись в чем-то несовершенными их Сверхдуши. Однако из них четыре высших типа нашли существенное отражение в проекте творения человека — Четыре Святых Живых Существа. И все же максимальное приближение к истинному замыслу было достигнуто именно в сфере Центавра. Вот почему Центавр является чрезвычайно важным созвездием, а его астрологический эквивалент, если он силен в гороскопе, может указывать на особую предрасположенность к пониманию человеческой природы. Нетрудно также заметить, как глубоко опошленное использование знания этого предмета оказалось недобрым вдохновителем для совершения Лемуриансокго греха. К списку

 

Пендрагон

Артуровский символ Дракона относится к Лемурии, когда созвездие Дракона включало в себя Полярную Звезду. Он становится также либо Крылатым Змеем Высшей Премудрости, либо Змеем Зла. К списку

 

Смерть, Превращение, Инкарнация и т.д.

Система «превращения», которая впоследствии стала «смертью», представляла собой поначалу различные стадии ухода из земной сферы, ибо тогда разложение физической оболочки еще не приобрело стереотипности. Да и сама физическая оболочка едва ли была физической в нынешнем значении этого слова. Это была уплотненная эфирная оболочка, которую можно было сбросить, словно кожу, чтобы впоследствии ею могло воспользоваться Другое человеческое существо, тогда как предыдущий ее хозяин возвращался к фазам жизни на Внутреннем Плане, пока снова не вступал в осознании в контакт с собственными истоками на входе в Солнечную Систему Логоса — еще раз проходя вспять по пути человеческой эволюции таким, каким он тогда был.

Такое путешествие, в которое воплощенное существо привносит собственный опыт и добавляет собственную долю развития, было тогда намного проще и короче, чем теперь, ибо здесь мы говорим о началах человеческой истории. Теперь же это длительный и сложный процесс, ибо после завершения вместе с физической смертью периода земного развития дух человека отправляется в долгое странствие по межинкарнационным процессам, в котором снова повторяются фазы эволюции Высшей Сущности по всем предыдущим звеньям ее развития вплоть до самого начала жизни человечества на нынешней Земле. Это происходит в одно время с тем, как Личность и высшие оболочки повторяют и впитывают в ходе медитации опыт только что завершившейся инкарнации.

Всякий прогресс осуществляется в соответствии с законом повторения, который включает в себя законы превращений, трансмутации и жертвования. Физическое повторение можно наблюдать на ранних стадиях развития человеческого эмбриона. В Век Водолея сефира Иесод в значительной мере связана с покаянием и обретением равновесия. К списку

 

Заметки о внутренних оболочках человека

В «Век Героев» (и даже в более позднюю эпоху среди греческих философов) разум действовал не совсем так, как ныне. В Век Героев конкретный разум, конечно же, активно использовался и развивался, но отнюдь не в той мере, как в более поздние времена. Из этого следовало, что великие Архетипы и стоящие за ними Начала действовали через эфирное тело способом, невозможным в наши дни. Отсюда в преданиях тех времен можно разглядеть в микрокосме макрокосмическое величие. Конкретный разум играл относительно скромную роль в сотворении человека, но Абстрактный Разум обычно пребывал в контакте с тогдашним «мыслителем».

В настоящее время все обстоит иначе, ибо Абстрактный Разум у непосвященных отступил на второй план, и нынешнему человеку суждено трудиться насколько возможно посредством своего конкретного разума.

Таким образом, сегодня все вынужденно воспринимается с иной точки зрения. Великий героизм существует и ныне, однако он не находит своего отражения, так сказать, непосредственно в эфирном теле из макрокосмических уровней.

Например, современному разуму совершенно жестокой и отвратительной покажется история о том, как Ахилл протащил за колесницей вокруг стен Трои труп убитого им Гектора. Но не исключено, что в те времена так не считали даже сами троянцы. Происходило гигантское «отмщение» за Ахилла и Гектора в огромном масштабе — отмщение, в котором принимали участие Сверхдуши и греков, и троянцев. Так зарождается драма, или, говоря языком Таинств, так создаются и совершаются ритуалы. К списку

 

Архангел Сандальфон

Этот Архангел является проводником планеты Земля — регентом сефиры Малкут (см. «Космическую Доктрину»). Он направлял Землю со времен Лемурии, и многие его взаимосвязи с Землей фигурируют в мифах и преданиях о различных божествах. Его развитие примерно так же воздействует на человечество, как эволюция человечества воздействует на развитие Земли (см. Планетарный Дух, описанный в «Космической Доктрине»). Расовые Ангелы находятся в его особой юрисдикции, а отдельные страны и их влияния являются в глубоком смысле результатом стадий его собственного развития. К списку

 

Афина Паллада

Премудрость девственна и непорочна. В каком-то смысле она скрыта под покрывалом, ибо мир не смог бы вынести зрелища ее наготы. Чем глубже она проникает в материю, тем более нуждается в защите, и потому вооружается ради самозащиты. На голове у нее шлем, дабы собственный огонь не уничтожил ее мозг, она рождена, а не сотворена; она рождена от Отца, то есть от Божественной Искры посредством контакта Логоса. В руке она держит копье и все знание. Короче говоря, это Афина Паллада, и на щите у нее голова Горгоны, закрытая либо открытая. К списку


в Библиотеку