На Главную Почитать Книги Орден Золотой Зари Тематические ссылки
"Современная психическая защита" "Тайное без вымыслов" "Эзотерическая философия любви и брака" "Мистическая Каббала" Другие работы Дион Форчун Дополнительные материалы


Глава 13.     Практическая работа с Древом

 

Не сомневаюсь, материал предыдущих глав показался читателям, достаточно серьезно изучавшим Каббалу, не новым и оригинальным, а хорошо знакомым. Приобщившись к этой сокровищнице древних знаний, мы словно раскапываем подземный храм. В наших руках оказываются лишь фрагменты эзотерических учений, а не целостные системы. Дело в том, что эти системы, целостные в эпоху своего расцвета, теперь же, после двух тысячелетий преследований со стороны невежественных религиозных ортодоксов и фанатиков, нарушивших их гармонию, просто утратили многие составные части.

Однако с этими отдельными составными частями учений была проделана гораздо большая работа, чем мы можем себе вообразить. Мадам Блаватская собрала воедино огромное количество данных и предоставила их вниманию публики. Люди того времени относились к ее словам как дети, восторженно рассматривающие музейные экспонаты. Исследовательская работа Д. Р. С. Мида







дала много информации о Гнозисе, эзотерической традиции западного мира первых столетий нашей эры. Основательная книга госпожи Этвуд пролила свет на смысл алхимических символов. Никто из вышеупомянутых авторов, однако, не излагал западную традицию как посвященный, со знанием дела. Они рассматривали ее извне, и либо собирали воедино отдельные фрагменты, либо, как в случае мадам Блаватской, пользовались аналогиями и интерпретировали в терминах иной, более привычной традиции.

Те же, кто подходили к изучению данного предмета изнутри — владея, так сказать, ключами от ее тайн, — практически использовали ее как систему развития сознания, храня молчание. Во времена, когда инквизиция вознаграждала такого рода исследования костром, подобная практика была оправдана. Но в наше либеральное время ее можно объяснить лишь интересами престижа. В оккультной практике да и, пожалуй, в самой культурной среде англоязычных народов конца XIX столетия возник “барьер”, активно сдерживавший духовный импульс, способствовавший возрождению Мистерий в конце столетия предыдущего. Поскольку почва была подготовлена для посева, но не дождалась зерна, ветры со всех четырех сторон нанесли в ее жаждущее лоно необычные семена. Началось бурное произрастание, которое, однако, благодаря отсутствию питательных элементов в национальной традиции привело к увяданию либо приняло странные формы.

В действительности раскопки фрагментов подземного храма нашей исконной традиции велись непрерывно, но и то, что удалось спасти (по всем правилам почтенной европейской науки), не могло стать по-настоящему достоянием исследователей. Оно накапливалось в частных коллекциях, доступ к которым полностью зависел от капризов их владельцев. Я нисколько не сомневаюсь, что данная книга снизит ценность таких коллекций и вызовет известное недовольство в кругах собственников. Но я не сомневаюсь также, что огромное количество учеников, тщетно пытавшихся идти Западным Путем, смогут найти в этой книге ключи к ранее непонятным моментам в самом методе или, говоря более точно, обнаружат полное отсутствии метода в том, чему они учились. Лично мне пришлось десять лет проработать в потемках, прежде чем я нашла необходимые ключи. И я нашла их в конце концов только потому, что была достаточно духовно развита для восприятия контактов на внутреннем уровне. Весьма сомнительна польза намеренно туманного намека или утаивания от учащегося ключей и разъяснений, которые достаточно существенны для его работы. Если ученик недостоин знаний — не будем его учить. Но если мы все же решили обучать его —то уж будем делать это как следует.

На нижеследующих страницах я сделала все, что смогла, для изложения принципов использования магических символов. Опыты практического применения ритуального метода лучше всего осуществлять под руководством человека знающего. Работа в одиночку или вместе с неопытными людьми весьма рискованна, но это еще не значит, что следует вовсе отказаться от экспериментирования с предлагаемым медитативным методом.

Для эффективного использования магических символов человек должен войти в контакт с каждым конкретным символом. Нет смысла подготавливать список символов и приступать к разработке какого-то ритуала. В магии, как и при игре на скрипке, каждый должен “извлекать звук из самого себя”, — звук, который в случае фортепиано заготовлен, так сказать, заранее и потому совершенно иной. Прежде чем приобрести свободу исполнения (а это и означает умение играть), ученик-скрипач должен научиться полноценному воспроизведению каждой конкретной ноты. Совершенно так же дело обстоит и с оккультной практикой. Мы должны научиться создавать магические образы и входить с ними в контакт, прежде чем сможем работать с ними.

Посвященный использует наборы символов, связанных с каждым из Тридцати Двух Путей, с целью построения магических образов. Он должен быть знаком с этими символами не только теоретически, но и на практике. Это означает, что он должен не только хорошо их запомнить, но и медитировать на каждом из них в отдельности, пока не проникнет в их значение и реально не ощутит ту силу, которую они представляют. Конечно, освоение огромного диапазона символов, связанных с каждым Путем, —работа на всю жизнь, поэтому учащийся должен изучить символы-ключи каждого Пути в качестве важного предварительного шага. После этого он получит способность распознавать и правильно классифицировать все другие виды символов, встречающиеся на его пути. Таким образом, его познания будут развиваться в двух аспектах, первым из которых является знание символики во всех ее бесконечных разветвлениях, а вторым — понимание философских принципов интерпретации этой символики. Как только он освоит на практике концепции эзотерической космогонии и хорошо зафиксирует в памяти общую схему символики, приписанной каждой Сфире, он на деле получит в свое распоряжение системную картотеку. После этого он сможет приступать к самому ее заполнению, находя материал для соответствующих разделов в любом вообразимом источнике: в археологии, фольклоре, мистицизме, религии, рассказах путешественников, размышлениях древних и современных философов, — вплоть до ультрасовременной науки.

Непосвященному трудно даже представить, какой огромный объем упорядоченной информации может вместить память. Вначале ученику, использующему Древо в качестве медитативного метода, следует попросту работать с ним ежедневно. При этом он убедится, что ассоциирование символов с каждой соответствующей Сфирой логически обосновано где-то глубоко в подсознании; что те или иные последовательные ряды символов совсем не так трудно запомнить, особенно если они уже использовались для медитации. Некоторые из них относятся к концепциям эзотерической философии, другие — к методам переключения сознания в состояние видения, а часть — к организации ритуала. Ученик должен помнить, однако, что значение этих символов никогда не раскроется при медитации на уровне сознания, даже при самом точном и подробном их понимании. Они должны использоваться так, как их предполагают использовать посвященные, когда хотят вызвать образы из подсознания в область сознания.

Один набор символов присваивается Десяти Священным Сфирот, а другой — Двадцати Двум Путям, соединяющим их. Некоторые из этих символов, однако, входят в оба состава. Все они взаимосвязаны своими астрологическими и числовыми рядами. Этот комплекс кажется весьма сложным, но на практике он довольно легко усваивается, поскольку здесь работа выполняется не в сознании, а в подсознании. При данном подходе, почти независимо от способа погружения символов в подсознание, некий демон, сидящий за спиной нашего цензора, рассортировывает их. Он отбирает нужное и отбрасывает лишнее до тех пор, пока, наконец, в сознании не всплывает весьма цельная картина, нуждающаяся, подобно сновидению, в дополнительном анализе для конкретного осмысления.

Возникающее благодаря Древу видение — это своего рода преднамеренный сон наяву со специфическим сюжетом, благодаря которому пробуждаются и становятся доступны осознанию не только глубина подсознания, но и сверхсознательные восприятия. В обычном сновидении символы случайно извлекаются из прошлого опыта. При каббалистическом видении, однако, картина возникает на основе конкретного набора символов, с которым подсознание жестко связано привычным навыком сосредоточения. Именно эта особая способность давать разуму волю в определенных пределах является основой техники оккультной медитации, которой можно овладеть только в ходе упорных многократных тренингов. Именно стаж практики определяет различие между опытным и необученным оккультистом. Нетренированный человек, возможно, способен увести подсознание из-под контроля сознания и посему позволить явиться видениям, но не обладает способностью ограничивать и выбирать образы. В результате может явиться все что угодно, включая разнообразные фрагменты содержимого подсознания. Опытный же оккультист, отработавший в медитациях рассматриваемый метод, способен мгновенно (при отсутствии опасных эмоций) воспарить над заурядным содержанием подсознания. Даже при наличии эмоций метод защитит его, поскольку ошибка в символике образа немедленно распознается при помощи своеобразного стандарта.

При изучении Древа учащийся должен всегда осмысливать каждую Сфиру в трех аспектах, о которых мы уже упоминали, — философском, психическом и магическом. С этой целью он прежде всего должен думать о ней как о символическом описании эволюции космоса. Эта эволюция могла проявиться в прошлом, может проявляться в настоящем или же даст о себе знать на уровне плотной материи в будущем.

С этим аспектом Древа также связаны любопытные тексты “Сефер Йецира”, для каждого Пути — свой. Произносимые при медитации слова этих чрезвычайно загадочных высказываний обладают необычайной способностью вызывать мгновенные просветления. На первый взгляд совершенно невразумительные и нелепые сентенции ни в коем случае не должны игнорироваться.

Другой источник просветления следует искать в дополнительных названиях Сфирот. У различных Сфирот от одной до трех дюжин таких названий. Эти выразительные имена, рассеянные по каббалистическим текстам древними раввинами, сообщают нам очень много. Например, относящиеся к Кетер названия “Сокрытое Сокрытого” или “Первичная Точка” очень многое говорят тому, кто знает, где искать.

Зная символику, мы можем различным Сфирот поставить в соответствие богов других систем и, руководствуясь символами, функциями, космическими концепциями и методами поклонения последним, освежиться в потоке озарений. При наличии усердия и хорошего мифологического словаря или энциклопедии вроде “Золотой Ветви” Фрезера, “Тайной Доктрины” и “Разоблаченной Изиды” Блаватской мы можем разгадать массу загадок, вначале казавшихся неразрешимыми. Это прекрасное упражнение. Схема Древа, которая благодаря его форме заставляет видеть вещи во взаимосвязи, способствуя их взаимообъяснению, — особо ценный инструмент в подобных применениях.

Манипулируя (в психическом аспекте) Древом и его Путями, оккультист использует образы, с помощью пробуждающих имен которых вызывает видение. Он связывает с каждой Сфирой первичный символ — так называемый Магический Образ. Затем в своем сознании он связывает с ней геометрическую форму, воплощающую разными способами ее характеристики, и создает символы, используя эту форму в качестве базиса. Например, Гебура —Марсу, Пятой Сфире, присвоен пантакль или Пентагон. Любой символ Гебура — будь то талисман, алтарь Марса или ее ментальный образ, должен иметь форму пантакля, окрашенного в один из цветов цветовой шкалы Марса.

Наиболее важные формы на Древе связаны с четырьмя Именами Власти, присвоенными каждой Сфире. С этими именами связаны четыре цвета, в которых они воспринимаются при проявлении в символической форме в каждом из четырех Миров каббалиста. Наивысшим из этих имен является Имя Божие, проявляемое на уровне духа в Мире Ацилут — высшем Имени Власти этой сферы Сфирот, управляющее всеми ее аспектами — космическими, эволюционными или субъективными. Оно представляет лежащую в основе проявления в этой сфере и пронизывающую всю последующую эволюцию идею, выражающуюся во всех последующих воздействиях и проявлениях.

Вторым Именем Власти является имя Архангела соответствующей Сферы. Оно представляет собой высокоорганизованное сознание существа, благодаря активности которого начата и под управлением которого осуществляется эволюция на этой фазе. Хотя подобные существа на картинках имеют образ духа человека, не следует думать, что наше привычное представление о жизни и сознании хоть в какой-то степени соответствует их природе, в сущности — силам природы. В то же время, рассматривая их просто как стихийную энергию, мы не достигнем адекватного понимания их природы, поскольку они по существу являются разумными и целенаправленными индивидуальностями. Обе эти идеи, взаимно модифицируясь, должны войти в нашу концепцию. В итоге мы достигнем понимания, кардинально отличающегося от присущего Западу типу мышления.

Третье имя Власти обозначает не одно существо, а целый класс существ — чины ангелов, как их называли раввины, опять же представляющие разумные силы природы.

Четвертое имя обозначает объект, названный выше Мировой Чакрой, т. е. небесный объект, рассматриваемый как продукт конкретной фазы эволюции, протекавшей под управлением соответствующей Сфиры и представляющий ее.

Третьим аспектом рассмотрения Сфиры является магический, а по существу — практический. Чтобы понять его, мы поразмыслим о том, чему учат божественные проявления и какие способности может приобрести маг, усвоив их уроки.

Каждой Сфире соответствует некоторая добродетель — ее идеальный аспект, и порок —переизбыток ее качеств. Например, добродетелями Гебуры — Марса являются энергия и смелость, а пороками — жестокость и разрушительность. Изучающий астрологию сразу распознает, что добродетели и пороки, присвоенные различным Сфирот, получены на основе характеристик связанных с ними планет. Он обнаружит также, что в этом соответствии открывается совершенно новый подход к астрологии.

Духовный опыт (как я предпочитаю его называть), или оккультное могущество (как называет его Кроули), является глубоким осознанием (видением) некоторого аспекта космической науки. В этом состоит смысл соответствующей каждой Сфире ступени посвящения — в Великих Мистериях Запада эти ступени связаны с Сфирот.

Средневековый каббалист приписывал также каждой Сфире определенный участок плоти, что не следует понимать буквально. Подлинной разгадкой является то, что различные Сфирот представляют факторы сознания. Если мы рассматриваем Гебура как сильную правую руку, мы должны понимать, что это — активная энергия, способности действовать, устранение расслабленности и неуравновешенности.

Каждой Сфире и каждому Пути соответствуют символические животные, растения и драгоценные камни. Ученик обязательно должен знать их по двум причинам: во-первых, они дают очень важные ключи при отнесении к Сфирот богов различных пантеонов и, во-вторых, — они являются частью символики астральных Путей и служат вехами в путешествии при духовном озарении. Например, если ученик увидит лошадь (Марс) или шакала (Луна) в сфере Нецах (Венера), он должен понять, что произошло нарушение выхода на уровень и его видение ненадежно. Известно, что в сфере Нецах учащийся должен увидеть голубей и пятнистое животное, подобное рыси или леопарду.

Можно подумать, что в старых мифах ассоциирование символических животных с богами и богинями совершенно произвольно и является продуктом свободного поэтического воображения. Оккультист на это ответит, что поэтическое воображение не является произвольным, и отошлет скептика к работам д-ра Юнга или к эссе ирландского поэта “А.Е.”, в частности — к сочинению “Песня и ее истоки”, в которой он анализирует природу своих собственных источников вдохновения. Исходя из своего представления о внутренней природе его поэзии и, учитывая многие ссылки в работах “А.Е.”, я считаю, что он имел право использовать эти инициалы как член кружка учеников, воспитанных на мистической Каббале. Во всяком случае, то, что он пытается поведать, является полноценной каббалистической доктриной и чрезвычайно поучительно с точки зрения настоящего обсуждения.

Д-р Юнг может сообщить массу сведений о мифотворческой способности человеческого разума; оккультист знает, что эти сведения верны. Оккультист знает также, что на основе этих сведений можно сделать выводы, простирающиеся далеко за горизонты психологии. Разум поэта или мистика, размышляющего о великих силах природы или факторах проявленной вселенной благодаря творческому использованию воображения, проникает гораздо глубже в тайные основы и пружины бытия, чем разум ученого. Недаром воображение различных народов связывает определенных животных с определенными богами. Краткое изучение выше упомянутых работ поможет увидеть основу для подобных ассоциаций. Голуби Венеры отражают ее кроткий аспект, а дикие кошки — ее губительную красоту.

Ассоциация растений с различными Путями отличается двойственностью. Во-первых, существуют растения, традиционно связываемые в легендах с богами, например: хлебные злаки — с Церерой, вино — с Дионисом. Мы обнаруживаем, что подобные растения приписаны к тем Сфирот, с которыми связаны функции соответствующих богов: зерновые — с Малкут, вино — с Тиферет (Христом), центром всех Богов-жертв, дарующих просветление.

Есть также другой способ соотнесения растений с Сфирот — в соответствии со старым учением о признаках, которое несколько беспорядочным образом связывает различные растения с определенными планетами. В некоторых случаях эти ассоциации были правильными, в других — произвольными и основанными на суевериях. Гулпеппер и другие древние знатоки трав могут многое сообщить по этому вопросу. Некоторые очень интересные исследования были выполнены также на экспериментальных фермах Антропософского общества.

Аналогичным образом с различными Сфирот связываются определенные лекарства. Здесь мы снова должны отличать суеверное от мистического. Подобное приписывание не всегда обосновано экспериментом, но мы можем смело сказать, что целые классы лекарств можно относить к определенным Сфирот, поскольку они отражают природу конкретных видов воздействий, связываемых с этими Сфирот. Например, все афродизиаки, то есть усилители полового влечения, можно обоснованно отнести к Нецах (Венере), а все средства, вызывающие выкидыш, — к Йесод в аспекте Гекаты; анальгетики, то есть обезболивающие средства, — к Хесед (Меркурию), а раздражающие и едкие вещества — к Гебура (Строгости).

Вышесказанное открывает очень интересный подход к анализу фармакологии; основанному на учете психического и физиологического аспектов действия лекарств. Именно этот аспект специально исследовали целители-посвященные, такие как Парацельс. Невежественная и суеверная оценка этого подхода непосвященных целителей привела к отклонению народной медицины с магистрального пути.

Оккультист знает, что в каждом физиологическом действии или функции присутствует психологический аспект. Он знает также, что можно существенно усилить воздействие всех лекарств с помощью соответствующих ментальных действий и что определенные химически инертные вещества можно эффективно использовать для передачи и хранения ментальной энергии — как используют диэлектрики и проводники электричества.

Логика рассмотрения подводит нас к вопросу о связи определенных драгоценных камней и металлов с различными Сфирот в астрологическом и алхимическом планах. Как хорошо известно медиумам, кристаллические структуры, металлы и определенные жидкости являются наилучшей средой для передачи или хранения тонких сил. Цвет играет важную роль в видениях, порожденных медитацией на различных Сфирот. Опытным путем обнаружено, что для изготовления конкретного талисмана наилучшим материалом часто является кристалл определенного цвета, например: кроваво-красный рубин — для яростных марсианских сил Гебура и изумруд —для Зеленого Луча сил природы Нецах.

Запахи, особенно запах ладана, также связаны с различными Сфирот. Как уже отмечалось, каждой Сфере на Древе приписаны определенные духовные переживания и состояния сознания. Хорошо известно, что ничто не может сравниться с запахами по силе воздействия на психику и стимуляции чувственного восприятия. “Запахи надежней, чем взгляды и вздохи, заставят зазвучать сердечные струны”, — говорит самый беспристрастный из поэтов; опыт практического оккультизма подтверждает это. Определенные ароматические вещества традиционно связываются с различными богами и богинями и способны наиболее эффективно создавать настроение, гармонирующее с функцией соответствующего божества.

Магическое оружие также включено в длинные списки символов и средств, связанных с каждым Путем. Оно является особым инструментом, используемым для вызова конкретной силы или формы, в которой сила проявляется: жезл мага, кубок с водой или кристаллический шар провидца. Соответствующее Путям магическое оружие многое сообщает о природе Путей, потому что позволяет определить вид силы, действующей в конкретной рассматриваемой Сфере.

Как уже отмечалось, с Древом связаны различные системы божеств, на нем представлены незримые путеводные нити для их понимания. Астрологические взаимосвязи легко прослеживаются с помощью символики планет, элементов и их триад, домов и владений. Геомантия связана с Древом посредством астрологии; Таро — наилучшая из всех провидческих систем — создана на основе Древа и может быть объяснена только с его помощью и не иначе. Последнее утверждение может показаться излишне категоричным ученому, пытающемуся раскопать историю этих загадочных карт и, как ни прискорбно, добавим, терпящему фиаско. Но когда мы видим, что посвященный работает одновременно с Таро и Древом и они полностью согласуются друг с другом в малейших деталях, — становится ясно, что подобное множество соответствий не могло возникнуть случайно.

Наиболее интересным и важным аспектом практической работы с Древом является способ использования ритуальной и талисманной магии с целью компенсации последствий прорицаний. Каждому фаллическому символу геомантии, каждой карте Таро соответствует определенное место на Путях Древа, и оккультист, обладающий необходимыми знаниями, может разработать ритуал или сконструировать талисман с целью коррекции или усиления влияния любого из этих символов.

Именно из-за отсутствия необходимой компенсации прорицание непосвященного обычно преследует цепочка неудач — поскольку тонкие силы, которые были возбуждены в результате сосредоточения на них, не уравновешены соответствующим магическим усилием.


ДальшеВернуться назад